Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка


Не искажайте слова, говорите правильно и отчётливо. Речь ребёнка развивается путем подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

Разговаривайте с ребенком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошёл день, что нового в садике, просите малыша высказать своё мнение.

Ошибки в речи ребёнка исправляйте мягко, не ругайте его.

Как можно подробнее объясняйте ребёнку значения новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.

Побуждайте к развёрнутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша: «Что ты сказал? Какое ты хочешь яблоко? Где лежит твоя игрушка?»

При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.

Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите…

Успехов в развитии вашего ребёнка!


Поговорим о связной речи


Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения.

Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование уровня ее сформированности. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.


Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если вы запишете рассказ дошкольника дословно. Это поможет позже спокойно проанализировать сочиненную историю.

Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов, речь была плавной и выразительной.


Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы дошкольник смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

Вас должно насторожить, если:
• ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
• ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;
• ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
• значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
• речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

В этих случаях вам безусловно нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошколенка дома. Удачи вам и терпения!


Чему учит логопед в детском саду?


Чему же учит логопед? Многие думают, что логопед – это тот, кто учит правильно произносить звуки. Но постановка звуков – далеко не всё, чем он занимается.

Логопед в детском саду обследует речь детей, выявляет уровень речевого развития каждого ребенка, ведет наблюдение за речью воспитанников на протяжении всего их пребывания в детском саду.

Задача логопеда – помочь воспитаннику вовремя преодолеть все возникающие трудности.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Основными задачами логопедических занятий являются:

1. Развитие понимания речи.

2. Обогащение, активизация словарного запаса речи.

3. Совершенствование грамматического строя речи, формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения.

4. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

5. Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму.

6. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказы-описания.

7. Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Нужно помнить – чем раньше обратиться к логопеду, тем более успешным будет эффект!


По законам грамматики


Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. В речи ребенка могут присутствовать следующие типовые ошибки.

     1. Грамматические ошибки словообразования.

     2. Грамматические ошибки в словоизменении.

     3. Неправильное употребление падежных окончаний существительных (в именительном падеже множественного числа: дерево – деревы, стул – стулы; в родительном падеже множественного числа: деревьев – деревов, карандашей – карандашов; в предложном падеже: о зайчатах – о зайчат, о зайчатов).

     4. Неправильное употребление предлогов (на – над, из – под).

     5. Неправильное употребление притяжательных прилагательных (зайкины ухи, лиськина нора, медвежина берлога).

     6. Неправильное употребление приставочных глаголов (идёт – подходит, переходит – уходит).

     7. Ошибки в приставочных глаголах, например: мальчик идёт по дороге (надо – переходит),девочка прыгает со скамейки (надо – спрыгнула со скамейки).

     8. Ошибки при согласовании существительных с прилагательными (особенно мужского рода) – дети не договаривают окончания: один карандаш, два карандаш, пять карандашов; один стул, два стул, три стулов.

Рекомендуется практиковать в домашних условиях словесные инструкции, для того чтобы научить ребёнка правильно строить предложения, развивать внимание и память. Например, мама предлагает ребёнку подойти к папе и попросить у него газету: «Лена, подойди к папе и скажи: «Папа, дай, пожалуйста, мне газету, я отнесу её маме».

Ребёнок должен повторить предложение, перед тем как выполнит инструкцию. После того как ребёнок принесёт газету, мама спрашивает, как Лена обратилась к папе и что он ей ответил. Если ребёнок неправильно произносит какое-либо слово, то взрослый составляет несколько предложений с этим словом, затем предлагает повторить и составить своё. Если ребёнок вновь и вновь говорит слова неправильно, ему предлагается рассказать предложение другим членам семьи, чтобы папа, бабушка, дедушка похвалили старания ребёнка в случае правильного произношения. Желательно проделать упражнение на закрепление согласования существительных с прилагательными. Например: «Ваня, пожалуйста, подойди к столу, возьми пять карандашей: два красных, два желтых, один зелёный. Красный отдай Лизе, желтые – мне, а зелёный оставь себе».

После выполнения ребёнком задания следует поинтересоваться, что он сделал и сколько каких карандашей кому отдал.

Систематическая работа над исправлением ошибок развивает у ребёнка слуховое внимание, приучает к чужой и собственной речи, формирует чувство языка.

   


Условия нормативного произношения


Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.

Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно  «слышать» и узнавать звуки называется речевым слухом. Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребенок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря же речевому слуху он распознает звуки речи и различает их между собой.

C  помощью речевого слуха ребенок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения. Если получившийся звук оказывается неточным, речевой слух ребенка не принимает его, и ребенок продолжает искать новые способы произнесения этого звука.

У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно выговаривать звуки, так как не могут оценить, совпадает ли их произношение с общепринятым, иначе говоря, они «неточно» слышат то, что произносят сами или произносят другие.

Нужно иметь в виду, что это никак не связано с общим понижением у ребенка физического слуха.

Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное  речевое дыхание, или, иначе говоря, речевой выдох.

При произнесении почти всех звуков русского языка речевой выдох должен быть направлен целиком в рот (без частичного попадания в нос). Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука [м] и [н].

Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определенное место речевого аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости, чем то место, где произносится звук.  Это связано с тем, что именно воздушная струя, проходя между органами речи, создает звучание конкретных звуков.

Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получится неполноценным.

После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конкретных звуков. Такие позиции называются артикуляцией звуков .

При неправильных артикуляциях звук будет неточным.


Звуки русского языка


Звуки делятся на гласные и согласные (когда буква обозначает звук речи, она берется в квадратные скобки, например [р]).

Согласные звуки  подразделяются на глухие и звонкие. В языке    существуют парные звонкие и глухие согласные: [т — д], [п — б] и др., и непарные: звонкие [р, л, н, м] и глухие [ч, щ, ц].

Согласные также делятся на мягкие и твердые. Мягкость звука изображается запятой справа и вверху над буквой, обозначающей звук: [м’].  По признаку твердости-мягкости звуки бывают парные, например:  [м — м’] и непарные: твердые звуки [ш, ж, ц] – не имеют мягких пар, мягкие же звуки [ч, щ] – не имеют твердых. На письме после букв, обозначающих мягкие звуки, следуют буквы: я, ё, и, ю, е. Буквы а, о, ы, у, э  указывают на то, что предшествующая буква обозначает твердый звук (например: мясо – масса,    лёд – лот,    рис – рысь,    дюна – Дуня,    мера – мэр).

По своему звучанию согласные звуки делятся на свистящие [с, з, ц],   шипящие [ш, ж, ч, щ],  сонорные [р, л, й].

Согласные звуки подразделяются также на различные классы по месту  своего образования. Бывают губные звуки, то есть образованные только с помощью губ ([б, м]),   губно – зубные ([в, ф]),   переднеязычные, произносимые с помощью передней части языка ([т, с, ч] и др.),      заднеязычные       ([к, г, х]).