Требования к речи воспитателя

Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: логопеда, воспитателя, родителей. В связи с этим к речи логопеда и воспитателя предъявляются особые требования.

Прежде всего она должна быть неторопливой. Спокойный, несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему её пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счёт повышения и понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребёнка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

Следует помнить, что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. Наибольшие возможности в этом отношении заложены в сказках. Рассказывая их детям, взрослый говорит то низким, грубым голосом, изображая, например, медведя, то высоким, тонким голоском, изображая зайчика, то ласковым, нежным, вкрадчивым голосом – лису (сказка «Колобок»). Подражая взрослому, дети учатся передавать интонационную окраску речи. К выразительным средствам относятся также паузы и логические ударения.

По содержанию речь педагога должна быть простой и доступной для понимания её детьми. Прежде всего необходимо, чтобы в речи педагога присутствовали слова, подлежащие усвоению на данном занятии по ознакомлению с окружающим миром. В то же время речь взрослого не должна быть упрощенной: в неё следует включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. он их понимает (пассивная речь), но не использует при построении высказываний (активная речь).

Как показывает практика, не менее важным является вопрос о том, как педагог преподносит детям речевой образец. Довольно часто можно наблюдать, что в ходе занятий нет тесной связи между речью педагога и ребёнка. Педагог надеется, что, слушая его, дети постепенно усваивают то, что слышат. Однако детей можно (и нужно!) специально учить пользоваться этим речевым образцом. Для этого сначала нужно посмотреть, как дети отвечают на вопросы педагога: используют ли они слова из речевого образца. И далее педагогу следует научить детей применять в активной речи новые слова. Обучение строится следующим образом: педагог привлекает внимание детей к содержательной стороне своей речи и интонационно выделяет слова, которые надо запомнить. Потом, когда дети отвечают на вопросы, педагог помогает им припомнить эти слова. Приведём пример. Педагог характеризует шерсть собаки словами черная, блестящая, кудрявая. На вопрос: «Какая шерсть у собаки?» — дети, как правило, употребляют только одно слово из образца – черная. Слова блестящая и кудрявая проходят как бы мимо слуха ребёнка. Но если обратить их внимание, то дети используют их в своих ответах. Как это сделать? В данном примере можно привлечь внимание детей к речи так: «Дети, послушайте, как я говорю о шерсти, и запомните, какая она. (Слово какая выделяется интонационно.) Шерсть черная, блестящая и кудрявая. (Показывает завитки очерчивающим движение.) Кудрявая шерсть. Кто запомнил, какая шерсть?» Можно предложить детям пощупать завитки и затем снова сказать: «Вот какая кудрявая шерсть у собачки!» Перечисляя требования к речи логопеда, воспитателя следует иметь в виду, что они должны соблюдаться не только на занятиях, но и вне их. Однако, как показывают наблюдения, педагог следит за своей речью только на занятии, и даже, более того, в той его части, когда идёт обучение, и он предъявляет образец построения ответа или рассказа. В остальное время, особенно делая детям замечания, речь педагога изменяется по темпу и содержанию.